У современной молодежи в условиях хронического дефицита времени развито импульсно-клиповое образное мышление с пошаговым механизмом достижения целей. Проще говоря, упитанному студенту, который решил попробовать пельмени с кетой, абсолютно все равно, какую рыбу ели его бабушки и дедушки, где она там плавает и сколько в ней калорий. Но ему однозначно хочется сбросить свои лишние 5–7 кг к следующему лету, обладать стройной и мускулистой фигурой на пляже и фиксировать на себе восторженные взгляды представительниц прекрасного пола. Фиксировать — это как минимум.
Молодежь живет будущим. Для нее потребление рыбы не является самоцелью. Это лишь средство для достижения как краткосрочных, так и стратегических жизненных целей.
Полноватый студент, равно как и любой другой, должен не просто абстрактно понимать, что рыба — это полезно, а знать в виде заметки на планшете, что в понедельник, среду и пятницу он должен есть на ужин стейк из филе белой рыбы, обжаренный на сковородке по две минуты с каждой стороны, с лимонным соком и петрушкой, название которой он, кажется, запомнил. Какая это будет белая рыба — минтай, навага, треска или еще что-то, он сможет посчитать на калькуляторе, исходя из своих доходов. Затем он прикинет, в каких торговых сетях ему смогут дать скидку, в каких — лучшие программы лояльности для покупателей, после чего уже определится с видом рыбы. Аналогичный алгоритм должна представлять себе и девушка, которая может мастерски владеть фотоэффектами в «Инстаграме», но пляж все расставит на свои места, и тогда она задумается о здоровом питании как о средстве стать королевой не только в соцсетях, но и в офлайне, то есть в реальной жизни.
Кстати, заинтересованным ретейлерам было бы нелишне подумать о программах лояльности именно для молодых покупателей. Скидки у нас предоставляются в основном пенсионерам. Это хорошо и правильно, но ведь и молодежь нужно поддерживать. Не столько даже финансово, сколько психологически, поощряя их выбор вкусной и здоровой пищи. И это — тоже важная деталь того пазла, который только начала собирать вся заинтересованная рыболовная общественность России. Шагов здесь предстоит сделать еще очень много. Главное, чтобы консолидация усилий, о которой много говорили на форуме в Санкт-Петербурге, привела к практическим действиям.
А что касается советских времен, то их уже воспели «Битлз» в своем хите «Back in USSR». Прошлое нужно помнить, уважать и делать из него правильные выводы, но жить нужно сегодняшним днем, не забывая при этом про завтрашний.